За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие расплачиваться.
Уинстон Черчилль.
Особенность функционирования бизнеса в нашей стране такова, что подавляющее число фирм начинает задумываться о вопросах безопасности только тогда, когда возникшие проблемы уже угрожают его существованию. Тогда руководители или собственники начинают судорожно искать среди своих знакомых сотрудников правоохранительных органов, которые помогут им по дружбе или, чего греха таить, за денежное вознаграждение (достаточно почитать сообщения в СМИ о многочисленных задержаниях правоохранителей за «крышевание» бизнеса).
Если это не удалось, тогда бизнесмены начинают писать многочисленные заявления и ходить по кабинетам, желая добиться справедливого, с их точки зрения решения, и искренне не понимая, что в целом ряде случае правоохранители действительно не в состоянии оказать им помощь из-за пробелов в законодательстве, отсутствия правоприменительной практики, нехватки полномочий, высокой нагрузки и еще по многим причинам, перечислять которые не имеет смысла.
Не получив положительного результата, владельцы компаний начинают судорожно искать «решал» - людей, которые имеют связи на самом высоком уровне, и способны, воспользовавшись этими связями, «решить любой вопрос». Как правило, абсолютное большинство таких «решал» - это мошенники, которые взяв деньги, сначала имитируют бурную деятельность, а потом пропадают или рассказывают байки про «высшие силы», которые вмешались в процесс и не позволили «решить вопрос» к вящей пользе просителя. И бизнесмен опять идет к правоохранителям, но теперь уже с заявлением о совершенном в отношении его мошенничестве. Или не идет, если осознает, что на самом деле он пытался дать взятку за решение своей проблемы.
Только после этой стадии большинство предпринимателей, оказавшихся в сложной ситуации, приходят к мысли, о том, что создание системы собственной безопасности путь гораздо менее затратный и более эффективный. Но даже в этом случае они хотят затратить на эту статью расходов наименьшее количество средств, и именно расходы на безопасность будут первыми секвестрированы в случае ухудшения финансового положения фирмы. При этом в практике работы нашего агентства мы встречались с практически анекдотичными случаями, когда сократив эти расходы на несколько тысяч рублей в месяц, бизнесмены мнили себя великими экономистами, умножая эту сумму на 12 или даже 60, показывая объем сэкономленных средств за год или в пятилетку.
В случае если же проблема решилась на более ранних этапах, то такие предприниматели уверывают в действенность этого метода и забрасывают решение вопроса по обеспечению безопасности до возникновения новой проблемы.
Но есть и другие бизнесмены, которые изначально понимают, что только системная работа над вопросами безопасности бизнеса помогает предупредить материальный и репутационный ущерб из-за внешних и внутренних угроз, что добывать, собирать и анализировать информацию, предпринимать меры по недопущению или минимизации негативных последствий необходимо на постоянной основе.
При этом основной упор следует делать именно на обеспечении внутренней безопасности, так как, согласно статистическим данным, внешние угрозы стали фатальными лишь для 15% ликвидированных юридических лиц, в то время как проблемы внутри компании нанесли ущерб и спровоцировали банкротства 85% таких фирм.
Конечно, далеко не всегда эти внутренние угрозы напрямую были связаны с вопросами обеспечения безопасности, но тем не менее их игнорирование во многом способствовало принятию ошибочных управленческих решений.
Действительно, в ряде случаев мы не можем повлиять на внешние факторы (например, на изменение законодательства), но в состоянии принять меры по минимизации рисков, возникающих в результате повседневной деятельности компании — взаимодействия с поставщиками и клиентами, подборе и управления персоналом, обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и конфиденциальной информации и т.д и т.п.
С чего же начинать?Для создания системы безопасности нужны в первую очередь нужны специалисты.
Практика давно доказала, что возложение этой обязанности в качестве факультативной на кого-то из действующих сотрудников, решение, мягко говоря, неэффективное. Остается два варианта: либо создавать собственную службу безопасности, либо прибегать к услугам внешних специалистов. Какой из них выбрать? Давайте будем разбираться.
С одной стороны, решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности, силами собственных специалистов это, имеет очевидные плюсы: информация остается внутри компании, а поскольку кадры службы безопасности в этом случае подбираются, как правило, на основе личных связей, то степень лояльности сотрудников достаточно высока. Казалось бы, что это идеальный вариант. Но, прежде чем принимать подобное решение, необходимо ответить для себя на несколько вопросов:
- Насколько для Вашего предприятия актуальны вопросы обеспечения безопасности? Конечно, если в бизнесе работает большое количество персонала, имеется обширная сеть контрагентов или дочерних организаций, стоимость основных и оборотных средств достаточно велика и привлекательна для других игроков на рынке, то вариант с созданием собственной СБ более оптимален;
- Какие средства Вы готовы тратить на обеспечение безопасности? Ведь в конечном итоге мы понимаем, что финансы потребуются не только на зарплату сотрудника (или сотрудников), но и на технические средства, возникнут транспортные и другие расходы;
- Насколько Вы готовы следовать рекомендациям службы безопасности? Ведь не секрет, что большинство руководителей считают, что если они платят зарплату сотруднику СБ, то тот должен выполнять все указания, но следовать его рекомендациям вовсе не обязательно;
- В какой степени Вы уверены в лояльности своих специалистов в сфере безопасности? На чем строится эта уверенность? К сожалению, имеют место факты, когда сотрудники СБ не просто уходили, захватив с собой служебную информацию, но и переходили на работу в конкурирующую организацию.
Если руководитель или собственник, взвесив все ответы на вышеуказанные вопросы, принял решение о создании собственной службы безопасности, то надо предпринимать конкретные шаги по ее созданию. Как правило, она создается, на крупных предприятиях, в фирмах, имеющих большое количество персонала, разветвленную сеть филиалов или дочерних компаний.
Другой вариант создания системы безопасности — отдать организацию этой работы на аутсорсинг специализированным компаниям. Данный вариант подходит для большинства компаний малого и среднего бизнеса, где создание собственной службы безопасности экономически не выгодно из-за значительных трат или небольшого объема работы. К числу плюсов следует отнести:
- Небольшие финансовые вложения, так как абонентский договор по стоимости всегда меньше, чем трудовой договор с работником, так как оплата осуществляется за конкретно оговоренный объем услуг;
- Заключив договор с компанией, оказывающей услуги в сфере безопасности, предприниматель снимает с себя заботы, связанные с подбором персонала СБ, режимом его работы, функционалом, повседневным контролем и т.д.;
- У заказчика возникает право требовать оказания услуг надлежащего качества и возмещения ущерба в случае, если ему причинен вред в результате недобросовестного исполнения своих обязательств со стороны контрагента.
Однако, несмотря на видимые плюсы, лишь небольшое субъектов малого и среднего предпринимательства заключают подобные договоры. Помимо причин, о которых мы говорили в начале статьи, мы зачастую сталкиваемся с тем, что бизнесмены боятся утечки информации.
Я с уверенностью могу утверждать, что риск утечки информации в данном случае даже меньше, чем в случае работы собственной службы безопасности.
Это обусловлено следующими обстоятельствами.
Во-первых, специализированная компания, как никто другой заинтересована в качественном оказании услуг, что невозможно без соблюдения сохранности конфиденциальных сведений. Репутационные потери в бизнесе по обеспечению безопасности носят фатальный характер – один случай может «поставить крест» на работе всей фирмы.
Во-вторых, сохранность конфиденциальных сведений является неотъемлемой частью договора на оказание услуг. В нашей компании пошли дальше – мы заключаем не только договор на оказание услуг, но и так называемое NDA – соглашение об объеме и порядке использования сведений конфиденциального характера. И в этом случае наше агентство несет ответственность не только за утечку, но и за неправильное использование переданной информации.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать следующее- обеспечение безопасности бизнеса есть процесс, который должен осуществляться постоянно, вне зависимости от его размера, направленности и количества персонала;
- осуществлять этот процесс должны профессионалы;
- выбор модели построения системы безопасности зависит от большого количества факторов, но создание собственной службы безопасности более эффективно для крупных компаний, а заключение договоров со специализированными фирмами – для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В следующей статье мы расскажем какие направления сделать приоритетными в организации обеспечения безопасности.
В.В.Красильников, учредитель
консалтингового агентства
«Красильников, Фролов и партнеры»,
заслуженный юрист Республики Татарстан