Правильное музыкальное сопровождение задаёт тон работе, может привлечь клиентов, а также помогает посетителям настроиться на одну волну и испытать нужные эмоции. Однако важно не только подобрать песни для создания необходимой атмосферы, но и учесть возможную ответственность за использование результатов чужого труда – авторов творческих произведений, так как их права закреплены практически во всех отраслях российского законодательства – от гражданского до уголовного.
Воспроизведение без согласия автора
Гражданский кодекс допускает воспроизведение правомерно обнародованного произведения без согласия автора или иного правообладателя, а также без выплаты вознаграждения со стороны физического лица только в тех случаях, когда такое воспроизведение осуществляется в личных целях и не влечет извлечение прибыли или иной выгоды, в том числе нематериальной, например использование музыкального произведения в предвыборном ролике.
Использование произведений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями уже заведомо предполагает наличие разрешения автора или правообладателя на воспроизведение, хотя и не обязательно должно сопровождаться выплатой вознаграждения – автор может дать его безвозмездно. Также можно свободно использовать произведения в информационных, научных, учебных и культурных целях или даже при создании пародии или карикатуры. Иная переработка произведения требует согласия автора, даже если речь идет о создании новых аранжировок.
При этом необходимо иметь ввиду, что не все произведения являются объектами авторских прав. К таковым относятся фольклорные произведения, а также произведения ставшие общественным достоянием; в соответствии со статьей 1281 ГК РФ, таковыми они становятся после истечении семидесятилетнего срока, который исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Эти обстоятельства важно учитывать не только при использовании самих произведений, но также каверов на них.
Использование музыкальных произведений в коммерческой деятельности
Что касается использования культурных произведений в коммерческой деятельности (неважно будет ли это фоновая подложка в магазине или видеоряд в кафе), то существует несколько вариантов организовать его в соответствии с действующим законодательством..
Наиболее популярным является использование композиций с открытой лицензией, но самым надёжным остаётся договор с автором либо правообладателем. Давайте рассмотрим эти случаи подробнее.
Музыкальных произведений с открытой лицензией довольно много.
Суть таких лицензий заключается в том, что они позволяют авторам сообщить, от каких прав они хотели бы отказаться, например, от контроля за распространением своего произведения, а какие оставить за собой. Конструкции открытых лицензий различны, и в ряде случаев они предоставляют возможность использовать произведения искусства и в коммерческой деятельности. Информацию о произведениях с открытой лицензией можно получить из различных источников, в частности на сайте организации Creative Commons, располагающегося по адресу www.creativecommons.ru.
Но самым надежным способом соблюдения авторских прав является заключение договора с правообладателем. Основные особенности сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 988. Чтобы не искать каждого автора отдельно можно заключить лицензионные договоры по типу Royalty-Free с музыкальными платформами либо обратиться в Российское авторское сообщество.
Специализированные сервисы предлагают доступ к музыкальным композициям при условии разовой оплаты разового как правило вознаграждения за пользование композициями. Они уже заключили договор с авторами, предоставляют доступ к сайту либо базе данных с записями, и дают возможность беспрепятственно проигрывать музыку даже в коммерческих целях.
По схожему принципу действует Российское авторское общество, основной целью которого является формирование эффективной системы правовой защиты авторских прав. Ключевое отличие договора с РАО от договора со специализированными сервисами заключается в том, что он даёт право на доступ к фонограммам всех аккредитованных в России авторов, причём как отечественных, так и иностранных.
В заключение хотелось бы отметить, что независимо от того, какой формат сотрудничества с правообладателями будет выбран, подобный шаг будет способствовать существенному снижению риска финансовых потерь за несоблюдение авторских прав.