Право и бизнес неотрывно связаны между собой, если, конечно, мы ведем речь о бизнесе легальном. Вопрос заключается лишь в том юридические проблемы какого рода возникают при осуществлении хозяйственной деятельности и насколько часто.
Естественно, когда речь идет о корпорациях, холдингах, акционерных обществах, мы прекрасно понимаем, что юридические нюансы в их работе возникают по нескольку раз на дню и по самым различным направлениям – от корпоративного права до права социального обеспечения. Именно поэтому подобные предприятия зачастую имеют не только специализированные юридические службы, но и специалистов, которые разрешают правовые проблемы по отдельным направлениям, например, при сбыте готовой продукции.
Но необходимость юридического сопровождения предпринимательской деятельности существует и на предприятиях малого и среднего бизнеса. Попробуем разобраться в его специфике.
Как правило, в ООО, у индивидуальных предпринимателей и самозанятых правовые вопросы возникают не каждый день. И если изначально грамотно выстроить схему работы в существующем правовом поле, а затем просто поддерживать созданный порядок и своевременно корректировать свою деятельность. то какие-либо негативные риски можно свести к минимуму.
Проблема заключается в том, что зачастую владельцы и руководители бизнеса полагаются не на юридические знания (которые в большинстве случаев минимальны), а на свой жизненный и практический опыт, на советы, коллег, родственников или друзей. И идти на дополнительные расходы для оплаты даже разовых услуг юриста или безопастника не желают ни под каким предлогом. Когда же возникают негативные моменты, такие бизнесмены сначала пытаются решить вопросы через знакомства или личным обаянием, потом нанять специалиста задешево, затем задорого, и уже самые отчаянные пытаются дать взятку. К чему это приводит объяснять не нужно.
Так весной этого года в Казани владелец довольно маржинального производства, работающего с крупными нефтегазовыми корпорациями, вместо того чтобы решить возникшие вопросы юридическим путем, решил дать взятку сотруднику налоговой службы и был задержан с поличным. Результат – он в следственном изоляторе, многомиллионный бизнес, который существовал более двух десятков лет, пошел прахом.
И подобных примеров можно привести немало, в том числе и из практики работы нашего агентства.
На какие же моменты следует обратить внимание собственникам и руководителям предприятий малого и среднего бизнеса.
Во-первых, юридическая экспертиза всех заключаемых договоров. Подчеркиваю, ВСЕХ договоров – от аренды офиса до трудовых. Доверять многочисленным шаблонам, которыми кишит Интернет, я всячески не рекомендую. Их можно использовать в качестве «рыбы», заготовки, но не более того, так как они не могут учитывать индивидуальных особенностей того или иного бизнеса и ситуации, в которой он осуществляется.
В нашей практике был случай, когда в период короновирусной пандемии московское представительство иностранной компании перевело своих работников на дистанционную работу на основании дополнительного соглашения, текст которого был взят из Всемирной паутины. И специалистам ООО «КФП-Консалтинг» пришлось основательно поработать над тем, чтобы вернуть их на работу в офис после окончания карантинных мероприятий, т.к. дистанционная работа не способствовала решению задач, стоящих перед фирмой, но была очень удобна для персонала.
Юридическая экспертиза договоров особенно необходима, когда предприятие МСП работает с крупными компаниями или участвует в государственных закупках товаров и услуг. Как правило, существующие в подобных организациях проекты договоров предоставляют преференции только для одной стороны, и это не представители малого бизнеса. Логика проста – не хочешь, не работай. И необходимо четко понимать все нюансы договора и возможные риски нарушения его условий.
Так один из наших теперь уже постоянных клиентов заключил договор на поставку косметической продукции, не обратив внимание на штрафные санкции в случае невыкупа определенного ее количества. Его права нам пришлось защищать в судебном порядке.
Во-вторых, следует обращать внимание на наличие разрешительной документации. В последние годы в России четко прослеживается тенденция регламентации и стандартизации отдельных направлений предпринимательской деятельности. Отчасти это способствует очищению рынка от недобросовестных поставщиков товаров и услуг, но с другой требует дополнительных усилий в организации бизнеса от компаний, работающих в той или иной сфере. Например, с 2025 года услуги по дезинфекции объектов могут оказывать только юридические лица, имеющие соответствующую лицензию Роспотребнадзора.
Но самое интересное заключается в том, что предъявляемые к бизнесу требования не являются статичными, они тоже изменяются, и эти изменения следует своевременно отслеживать, на что у собственников и руководителей нет ни времени, ни возможности. В итоге возникают риски как для них, так и для бизнеса; примеров тому множество.
В-третьих, следует отладить систему контроля за исполнением договоров со стороны контрагентов. В этой сфере необходимо обращать на два обстоятельства.
Первое из них – должная осмотрительность при выборе контрагентов. Это необходимо не только для того, чтобы не нарваться на мошенников. В последние годы Федеральная налоговая служба обращает на это особое внимание, особенно когда предприятие является плательщиком НДС. Ведь если Вы свяжитесь с организацией, уклоняющейся от уплаты этого налога, велик риск того, что его заплатит ваша компания. И проверка по базам данных, которые в невероятных количествах представлены на рынке информационных услуг, не является панацеей – необходимо проводить дополнительные мероприятия, которые позволят получить более полные сведения о потенциальном контрагенте. Но самое интересное, что их надо осуществлять и после заключения контракта.
Так в настоящее время нами проводится работа в интересах одного юридического лица, контрагент которого разорился после нескольких лет совместной работы, а налоговая инспекция пытается взыскать неуплаченный НДС с нашего клиента.
Второе обстоятельство – это отлаженная претензионно-исковая работа. Любое нарушение условий контракта должно получать своевременную правовую оценку. На практике же все происходит с точностью наоборот – переговорный процесс никоим образом не фиксируется, никаких практических шагов по юридическому принуждению к исполнению обязательств не предпринимается. В итоге арбитражные суды завалены исковыми требованиями, по которым сложно что-то взыскать, а служба судебных приставов пачками возбуждает исполнительные производства, из которых только единицы будут окончены в связи фактическим исполнением требований, указанных в исполнительном листе.
Примеров в подтверждение данного тезиса множество, сформировалось даже специфическое направление юридической деятельности, которым успешно занимается наше агентство – взыскание дебиторской задолженности.
В-четвертых, следует обращать внимание на оформление отношений с наемными работниками. Вне зависимости от организационно-правовой формы предприятия, вне зависимости от характера взаимоотношений с персоналом, последние должны четко соответствовать требованиям действующего законодательства.
В последнее время стало популярным оформлять трудовые отношения путем заключения гражданско-правовых договоров с самозанятыми. Однако подобный подход не всегда является приемлемым, и налоговая инспекция очень внимательно отслеживает подобные факты.
Оформление отношений с персоналом на основании Трудового кодекса РФ также имеет свою специфику, которую собственнику и руководителю бизнеса необходимо соблюдать, если нет желания объясняться трудовой инспекцией или в суде, который, как правило, встает на позицию работника.
И еще одно направление, которое должно быть на контроле у любого руководителя – это взаимодействие с органами государственной власти, т.к. специфика российского бизнеса заключается в том, что предприниматель всегда должен быть готов к общению с их представителями. В последние годы государство предпринимает немало усилий для того, чтобы оно происходило как можно реже, но полностью избежать его пока нереально. И потому это взаимодействие должно осуществляться компетентно, профессионально, исключительно в рамках действующего законодательства, что особенно важно, когда предприниматель хочет добиться определенной реакции со стороны органов государственной власти, например защиты своих нарушенных прав.
Все вышеизложенное наглядно свидетельствует о необходимости системной юридической работы не только в крупных компаниях, но и в среднем и малом бизнесе.
Однако, далеко не у всех субъектов МСП есть возможность или необходимость содержать штатных юристов. И выход из положения очевиден – аутсорсинг юридических услуг.
Не вдаваясь в подробности, остановлюсь на преимуществах такого подхода:
- четкая регламентация прав и обязанностей сторон;
- выполнение юридической фирмой своих обязанностей без ссылок на какие-то внешние или внутренние обстоятельства;
- заранее определенная стоимость работы, исключающая дополнительные траты, не предусмотренные договором;
- размер абонентской платы, как правило, ниже фонда оплаты труда штатного юриста;
- юридическая компания несет ответственность за нарушение условий договора, в том числе за разглашение коммерческой тайны или конфиденциальной информации;
- возможность досрочного расторжения договора при неудовлетворительном качестве оказываемых услуг, что весьма затруднительно при заключении трудового договора со штатным работником.
В силу указанных выше факторов аутсорсинг становится все более популярной формой оказания юридических услуг и в ближайшие годы будем доминировать на рынке, особенно в среде предприятий малого и бизнеса.